Вход Ближние пещеры Патерик Дальние пещеры
Д_Келия преп. Антония
1_Кенотаф
2_Прохор Лебедник
3_Иоанн Постник
4_Иулиания дева
5-6_Василий и Феодор
7_Поликарп архимандрит
8_Дамиан Целебник
9_Варлаам игумен
10_Еразм
11_Тит иеромонах
12-13_Иоанн и Феофил
14_Марк пещерник
15_Нектарий
16_Алексей затворник
17_Григорий иконописец
18_Сергий послушливый
19_Сава Богоугодник
20_Меркурий смоленский
21_Пимен многоболезненный
22_Нестор летописец
23_Евстратий преподобномученик
24_Елладий затворник
25_Иеремия прозорливый
26_Моисей угрин
27_Иоанн многострадальный
28_Никола Святоша
29_Онуфрий молчаливый
30_Григорий чудотворец
31_Онисим затворник
32_Матфей прозорливый
33_Исаия чудотворец
34_Аврамий трудолюбивый
35_Нифонт Новгородский
36_Сильвестр чудотворец
37_Макарий
38_Кукша священномученик
39_Пимен постник
40_Анатолий затворник
41_Лаврентий затворник
42_Сисой затворник
43_Феофил затворник
44_Арефа затворник
45_Онисифор исповедник
46_Алимпий иконописец
47_Симон Суздальский
48_Феофан постник
49_Никон игумен
50_Анастасий диакон
51-62_двенадцать мастеров
63_Аврамий затворник
64_Ефрем Переяславский
65_Агапит врач
66_Лука эконом
67_Илия из Мурома
68_Иоанн младенец
69_Никон сухой
70_Афанасий затворник
71_Исаакий затворник
72_Спиридон просфорник
73_Никодим просфорник



НИКОН ВЕЛИКИЙ

?-1088


Первый ученик прп. Антония. Игумен Печерского монастыря (1078-88), писатель. Преподобный. Память 28 сентября (11 октябрян.ст.) и 23 марта (5 апреля н.ст.).


Никон Великий имел сан священника, поэтому прп. Антоний поручал ему постригать братию. Его авторитет был очень велик. Историк Михаил Приселков даже высказал гипотезу, по которой под именем Никона в пещере подвизался бывший митрополит Киевский Иларион, принявший великую схиму.


В 1060-1061 гг. прп. Никон постригает в монахи двух знатных вельмож - боярского сына Варлаама и княжеского управителя Ефрема Скопца. Это вызвало гнев великого князя Изяслава, который хотел заключить Никона в темницу. Преподобный вынужден был покинуть монастырь и уйти в далекую Тмутаракань. Там он строит церковь Богородицы и основывает при ней монастырь.


В 1067 г. Никон приходит в Киев с дипломатической миссией: ему было поручено добиться поставления в Тмутаракань нового князя вместо погибшего Ростислава. В 1068 г. он возвращается в Печерский монастырь, где пользуется большим уважением, как старейший из братии. Его постриженник, а теперь игумен, Феодосий, поручал ему, наряду со Стефаном, читать из книг наставления братии. В отсутствие Феодосия Никон заменял игумена. Однако в 1073 г., когда князь Изяслав был изгнан из Киева братьями Святославом и Всеволодом, Никон вновь вынужден был бежать в Тмутаракань. Вероятно, в то время Никон был сторонником Изяслава. Вернуться он смог где-то между 1074-1078 гг., и вскоре был избран игуменом вместо Стефана. Во время игуменства Никона, между 1084-1088 гг., был украшен мозаикой и расписан фресками Успенский собор. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 55-60 лет. Его мощи покоятся в Ближних пещерах.


Никону Великому приписывают создание около 1073 г. древнейшего киевского летописного свода, вошедшего впоследствии в «Повесть временных лет». Авторство Никона подтверждается тем обстоятельством, что киевские события описаны в летописи с позиции очевидца в годы, когда Никон находился в Киеве, а события в Тмутаракани - в годы, когда он пребывал там.